Среди множества стилей тувинского горлового пения каргыраа занимает особую позицию, отличаясь техникой звукоизвлечения и соответственно самим звучанием.

Существующие субстили каргыраа хову каргыраа («степное каргыраа», даг каргыраа («горное каргыраа», кашпал каргыраакаргыраа ущелья», кожагар каргыраа («пещерное каргыраа», хат каргыраакаргыраа ветра», думчук каргыраа (носовое каргыраа) и др. — возникли как акустическая игра хоомейджи (исполнителя горлового пения) с пространством.


Будь то широкие степные просторы, горные кручи или пещерные залы, хоомейджи стремится достичь определённого звукового резонанса, используя при этом широту дыхания, объёмы полостей рта, носоглотки, лёгочных резонаторов. В результате звук рассыпается множеством насыщенных обертонов, и пение одного исполнителя становиться многоголосным...читать полностью

Затерявшийся в Туве
Фото Евгения Сысоева