Электронная публикация статьи
основателя направления "Музыкальные культуры мира"
в Московской консерватории Дживани Михайлов
Общий характер функционирования МКТ ограничивается тремя основными векторами, по которым она развивается: это распространение традиции в пространстве (расширение или сужение территориальной зоны бытования) (3), её движение во времени (историческая эволюция МКТ) и циркуляция по вертикали: от высших слоёв общества до низших и, наоборот, что сопровождается соответствующими изменениями, происходящими внутри неё.
Первые два момента тесно связаны между собой, так как пространственное распространение МКТ всегда связано с каким-то количеством времени, необходимого для расширения её зоны действия. Это обусловлено, как правило, развитием коммуникаций и образованием сетей общности как социокультурных оснований миграции МКТ (торговые пути, конфессиональные центры, раздвижение границ империй и т.д.). Образующаяся система сетевых общностей способствовала территориальному распространению МКТ: они двигались вместе с набирающим силу духовным движением (например, музыкальная практика суфиев – кауали, зикры и т.д. или бхаджаны бхактов и т.д.), следовали от одного буддистского монастыря к другому, от двора ко двору и т.д.
читать дальшеСо временем формировались и более специализированные институты, предназначенные для обслуживания МКТ: в первую очередь, группы музыкантов, аудиторная среда, специальные помещения для выступлений (вплоть до оперных театров и концертных залов). Сети таких институтов складывались на уровне определенного ареала, а затем, иногда спустя небольшое количество времени, уже охватывали регион-цивилизацию. Особое значение имеет и постоянная вертикальная циркуляция как МКТ в целом (перемещение её из одного слоя в другой с известными изменениями в общем облике), так и отдельных её элементов.
Возникают, как уже указывалось, целые субординативные системы внутри особенно влиятельных МКТ (например, китайская классическая музыкальная драма, североиндийская вокальная классика, ближневосточный муашшах, блюз и мн.др.). Зачастую именно это движение снизу вверх и сверху вниз и является основной причиной взаимодействия и отдельных МКГ, и даже целых слоёв музыкальной культуры.
Жизненность любой МКТ подтверждается действием всех узлов её механизма, или, лучше сказать, полноценным функционированием всей её органической системы. МКТ нуждается в постоянной, регулярной репрезентации. Действие факторной формы поддержания традиции является особо существенным: ведь, как известно, в традиционном обществе ритуалы и обряды проводятся чаще всего не столько для того, чтобы общаться с потусторонними силами, сколько для сплочения, консолидации рода, племени, общины: одним из наиболее действенных способов такой консолидации, наряду с танцем и театральными спектаклями, является и музыка.
Регулярное повторение действа поддерживает жизнь МКТ, активное состояние системы каналов коммуникации, по которым струятся живительные потоки духовных и психоэмоциональных эмиссий... Анализируя историческую динамику МКТ и её основные аспекты, отметим её наиболее важные фазы: зарождение, эволюцию и прекращение действия.
Зарождение МКТ – сложный процесс, его латентный период обычно долгосрочен; ранняя фаза развития МКТ по существу ещё не является ею как таковой. Появление МКТ обусловлено действием целого ряда факторов, таких, например, как складывание определенного социума, формирование его вкусовых запросов, прояснение форм, которыми эти запросы могли бы удовлетворяться, подбор людей, способных реализовать эти формы и т.д. В любом случае мы сталкиваемся обычно с разными фазами развития МКТ: с её утилитарными формами, формами, находящимися на разных ступенях эстетизации и, наконец, с чисто художественными образцами этой традиции.
Нельзя не отметить, вместе с тем, что, как правило, переход от утилитарных к художественным формам одной и той же традиции почти никогда не происходит в условия одного социума, социальной группы. Как и в случае с биологическими формами культивации, к существующему ростку МКТ присаживается «черенок» из другой культурной системы: в результате такого угнезднения утилитарная традиция переходит обычно в статус чисто художественной. Именно в этом качестве МКТ и обнаруживает тенденции к широкому распространению.
Имея локально определенный очаг зарождения, она может стать явлением региональным или, если взглянуть на неё иначе, присущим всему этносу в целом; со временем она может приобрести общенациональный характер или стать отличительным признаком отдельной цивилизации. Уже говорилось о том, что некоторые элементы МКТ изменяются вследствие её передвижения по вертикали, трансформирующей саму традицию; не менее сложно и взаимодействие одной-двух, двух-трех и более МКТ в системе одной культуры, внутри региона-цивилизации в целом.
Подобные взаимодействия всегда конфликтны и связаны как со значительными изменениями взаимно влияющих традиций, так и зарождением ряда новых (чаще всего недолговечных) традиций. Наиболее значительные трансформации в МКТ бывают обычно обусловлены сменой ведущей идеологии, в том числе и типа конфессии: такие изменения можно было заметить и в связи с распространением протестантизма в Европе, и вследствие прихода ислама на север южно-азиатского субконтинента, и продвижения буддизма на Дальний Восток и т.д.
При этом особая интенсивность трансформаций была обусловлена межэтническим уровнем культурных контактов, их межцивилизационным характером. Период времени и многократно повторяющиеся звукореализации как правило, и сами по себе способствуют трансформации МКТ, только в данном случае «шаг» изменений обычно менее широк и темп их медленнее. МКТ постепенно «устает», начинает хиреть, и необходимо приложение определенных усилий для её оздоровления и поддержания (с этой целью производятся «искусственные вливания» из сферы других традиций, она может быть в чем-то обновлена и т.д.).
Но что же всё-таки является основной силой, ведущей к изменениям МКТ? Помимо всех внешних обстоятельств, в самой сфере традиции существует ряд факторов, которые особенно значительно воздействуют на процесс её обновления. Мы уже указывали, что специфика акта звукореализации определяется тремя компонентами: музицирующими, слушающими и менеджером, т.е. лицом, которое объединяет в одной временно-пространственной точке первые два компонента. На различных фазах развития МКТ и музыкант, и слушатель, и менеджер могут выступать в качестве силы, способствующей изменениям в сфере традиции, обновлению её; так же впрочем, как и тот, и другой, и третий могут являться фактором, в целом обусловливающим консервацию традиции.
Вместе с тем, отметим, что существенные изменения не столь очевидны, особенно для тех, кто в той или иной мере имеет отношение к данной МКТ: это происходит потому, что к трансформациям, происходящим в одной какой-то её сфере, довольно быстро адаптируется вся система, обретая состояние равновесия на уже другом, новом уровне. В сложном балансе системы «стабильность – обновление» и его постоянных нарушениях особенно значительную роль играет личность, творческий индивидуум, в условиях различных цивилизаций по-разному проявляющийся и подчас существенно меняющий сам облик МКТ.
Уже шла речь о том, что эволюция МКТ во времени — это постоянный процесс ее обновления, касающийся всех её сторон и параметров: отмирание, «усыхание» каких-то частей традиции, становящихся анахронизмом, в целом оздоровляет её. В то же время в организме МКТ могут произойти необратимые изменения, ведущие к исчезновению данной традиции как таковой.
МКТ умирает:
1) если разрушается её социальная база;
2) если теряет значение её этико-духовная основа;
3) если перестает полноценно функционировать обслуживающий её слой музыкантов-специалистов;
4) если исчерпывается экспрессивная энергетика жанра, стиля;
5) если разрушается структура аудитории.
Как видим, «смертельных болезней» существует немало, но и защитная система организма МКТ довольно мощна и компенсирует образующийся дефицит в одной из своих сфер напряженным функционированием других. В тех случаях, когда удается выровнять баланс, жизнь традиции продолжается; в противном случае она обречена на умирание, подчас продолжающееся очень долго. Меры, связанные с искусственным поддержанием традиции, мало что дают, хотя, некоторые МКТ обычно в течение многих десятилетий живут на положении музейных реликвий только потому, что обществом поставлена цель их сохранения.
Иногда вдруг неожиданно проявляется генетическая устойчивость МКТ, возвращающая её к жизни в новом качестве. Так, давно уже захиревшая традиция придворного музицирования силами оркестра гагаку долгое время поддерживалась в Японии лишь как один из символов императорской власти, и сохранялась только потому, что получали поддержку кланы музыкантов-гакунинов, владеющие секретом ансамблевой игры. В середине ХХ в. обнаружился простимулированный Западом интерес исследователей к гагаку (научное изучение, запись её композиций средствами западной нотации и т.д.), а в 1960-70-ые гг. возникла новая отрасль данной традиции, пусть в некоторой степени искусственная, культивированная: музицирование любителей — представителей японской интеллигенции наших дней, использующих ансамбли уменьшенного состава (включающие 5-6 инструментов).
Всё вышесказанное даёт нам известное право сделать попытку выделения основных исторических типов МКТ, исходя из специфики их бытования и их действенности в функции системы средств жизнеобеспечения музыкального явления.
1. Вернакулярная МКТ, отличающаяся «местной», почвенной спецификой и тесно связанная с укладом и обычаями социума, этнической группы, сохраняет наибольшую устойчивость и мало изменяется во времени; является наиболее характерным для данного этноса, ареала типом традиции.
2. МКТ с тенденцией к территориальному расширению, что, с одной стороны, становится следствием обобщения родственных, близких «диалектов» в одно целое, а, с другой, результатом распространения традиции вместе с определяющим её духовным движением или по сетям общности.
3. «Кочующая» МКТ, возникающая как результат её сложных перемещений из одного региона в другой с одновременным ощутимым изменением функций и среды бытования.
4. Культивированная МКТ, являющаяся следствием сложного процесса рафинирования как музыкальной экспрессии, так и технических средств выражения, и существующая в сфере высших слоёв общества, учёной элиты; к этой области относятся жанры и стили так называемой классической музыки.
5. МКТ, образующаяся в результате снижения культурного фонда, демократизации музыкальной жизни; это в основном жанры городской музыки, достаточно широко бытующие, хотя иногда и ограничивающиеся рамками отдельных цехов и сословий. В общих чертах эти жанры базируются на формально–структурных признаках своих классических прообразов, однако отличаются несколько облегченным характером экспрессии.
6. «Отсаженная» или вторичная МКТ представляет собой явление, «выращенное» в искусственных условиях: например; группой представителей определенного этноса, живущего вне пределов основной сферы его обитания: это классическая музыка хиндустани в жизни индийских общин на островах Вест-Индии или на Маврикии, пекинская или кантонская классическая музыкальная драма в культурной практике китайских общин США и Канады, традиция гамеланной игры яванского типа среди выходцев с островов Индонезии, живущих в Суринаме и т.д. (4)
К этому же типу относятся как отдельные МКТ, так и целая их система, связанная с распространением европейских, а позднее и американских духовных и торговых миссий в различных странах Азии и Африки, а также в Океании. В ряде случаев это свелось к формированию субкультур анклавного характера, главным образом, в больших городах, но некоторые из них с течением времени сформировались в целые культурные системы, что случилось, например, в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и т.д. (5)
Навряд ли следует пояснять, что тип МКГ в чистом виде – это не более, чем теоретическая модель; любой тип в действительности содержит в себе немало элементов другого или других типов. В данном случае нам важно было показать основные разновидности МКТ и их универсальность по отношению к любой цивилизации мира. История музыкальной культуры мира даёт немало свидетельств того, как время от времени отдельные МКТ получали возможности достаточно широкого распространения: это было характерно для традиций эллинистического мира, для традиций в пределах арабского халифата, интенсивно мигрировали и традиции кочевых народов Центральной Азии т.д.
Но только в наше время, во второй половине ХХ в. сложилась ситуация, характеризующаяся развитой системой глобальных коммуникаций и целой системой сетей общности. Попадая в эту систему связей, МКТ встречается с целым рядом трудностей, несравнимых с теми, которые им приходилось испытывать раньше. МКТ оказываются в ситуации открытого культурного пространства, в котором обнаруживается практическая бесполезность их средств защиты от внешнего воздействия.
МКТ, становясь обозримыми как изнутри, так и извне, попадают как бы в двойной фокус. Расширяются возможности изучения этих МКТ, их сравнения, классификации, но, повторяем, преимущества, получаемые исследователями, находятся как бы в обратной зависимости от того, что приходится испытывать самим этим традициям.
В наше время, когда культурная политика во многих странах сделалась прерогативой государственных учреждений, система институтов, занимающихся проблемами музыкальных культур, стала сочетать в себе официальные и общественные организации. В защите системы МКТ, в стремлении сохранить их от негативных внешних влияний, помочь и выжить в нелёгких современных условиях и продолжать развиваться видят свою задачу многие из подобных организаций. При этом деятельность таких институтов, национальных по своей принадлежности, ведётся на уровне широких и многообразных контактов в области музыкальной культуры.
Основные же сложности для большинства МКТ обусловлены действием мощных систем массовых коммуникаций и музыкально-коммерческой индустрии, являющихся основными рычагами проведения империалистическими державами неоколониалистской политики в сфере культуры. Перед этими системами, не только занимающими эфирное время, наводняющими мир тиражированными продуктами поп-музыки, втягивающими в свою орбиту наиболее талантливых музыкантов, но и перемалывающими в их жерновах сам музыкальный материал различных традиций, используя его в качестве вторичного сырья и деформируя, МКТ зачастую оказывается бессильна.
Расширившаяся сфера изучения МКТ, их представленность на уровне глобальной номенклатуры, налагают на исследователя особые обязанности. Эмпирический аспект, связанный с полевой, этнографической работой, и сегодня не теряет своей актуальности, но вопросы, касающиеся типологических обобщений и разработки теории музыкальной культуры и в их числе – МКТ, приобретают преимущественное значение. В этой области всё ещё немало терминологической путаницы, особенно в той её части, которая относится к понятиям «традиция», «традиционный», «традиционализм»; между разными значениями понятия «традиционный» (6) и т.д.
До сих пор мы встречаемся с применением расхожих оппозиций, – традиции и новаторство, традиции и современность, свидетельствующих о непонимании самой сущности того сложного явления, которое называется «традицией». В данной работе мы как раз и стремились показать, что всякая традиция, в том числе и МКТ, содержит значительные потенции к обновлению, и квант новизны постоянно обнаруживаем на любом временном срезе традиции.
То, что нам подчас представляется ломкой культурных традиций, на самом деле часто оказывается только лишь стремлением ускорить процесс обновления, что удается довольно редко, учитывая действие стабилизирующих сил традиции. В то же самое время традиция никак не является чем-то, относящимся ко вчерашнему дню: она приходит из прошлого, обновляясь, становится частью современности и направлена в будущее. Поэтому, если в целом допустимо говорить о сегодняшней жизни традиций, даже довольно древних, а в чем-то может быть и устаревших, то противопоставление традиции современности представляется совершенно некорректным.
Марксистско-ленинская теория музыкальной культуры находится в стадии разработки: для её построения, как науки, основывающейся на принципе междисциплинарности, требуются напряженные усилия не только музыковедов, но и этнологов, культурологов, обществоведов, специалистов в смежных областях культур (7), которые также находятся в процессе строительства теорий театральной, танцевальной и др. культур.
Список литературы
1. Арутюнов С. Обычай, ритуал, традиции. – Советская этнография, 1981., № 2, с. 97-99.
2. Бернштейн Б. Традиция и социокультурные структуры. – Советская этнография, 1981, № 2, с.107-109.
3. Васильченко Е. Ка чу – традиция женского пения. – Азия и Африка сегодня, 1982, № 8, с. 48-49.
4. Маркарян Э. Культурная традиция и задачи дифференциации ее общих и локальных проявлений. – Методологические проблемы исследования этнических культур. Ереван, 1978.
5. Маркарян Э. Узловые проблемы теории культурной традиции. – Советская этнография, 1981, № 2, с. 78-96.
6. Плахов В. Традиции и общество. Опыт философско-социологического исследования. М. , 1982.
7. Суханов И. Обычаи, традиции, обряды как социальное явление. Горький, 1973.
8. Becker J. Traditional Music in Modern Java: Gamelan in Changing Society. Honolulu, 1980.
9. Byong Won Lee. Evolution of the Role and Status of Korean Professional Female Entertainers (Kisaeng)/ — The World of Music, v.XXI, N2, 1979, P.75-81.
10. Deshpande V.N. Indian Musical Tradition: An Aesthetic Study of the Gharanas in Hindustani Music. Bombay, 1973.
11. H.Harich-Schneider E. A History of Japanese Music. London, 1973.
12. L’Armand K. and L’Armand A. Music in Madras: The Urbanization of a Cultural Tradition. In: Nettl B., ed. Eight Urban Musicl Cultures, Urbana, Ill., 1978.
13 Neuman D.M. The Life of Music in North India: The Organization of an Artistic Tradition. Detroit ,Wayne State Univ.Press, 1980.
14. Redfield R. and Singer M. The Cultural Role of Cities. – Economoc Development and Cultural Change, 3, #1, 1954, p.53-73.
Примечания
(4) Интересны формы взаимодействия явлений, представляющих основной ствол МКТ и ее «отсаженную» часть: обычно контакты между ними, особенно на ранней стадии, бывали незначительными; в то время как основной ствол МКТ естественно развивался и во многом обновлялся, «отсаженная» часть, находясь в инокультурном окружении, становилась резко консервативной, в общих чертах почти не изменяясь. «Встречаясь» через несколько десятилетий, эти части МКТ представляли собой как бы разные стадии ее развития.
(5) Подобные процессы сопровождались бесчисленными конфликтами, ситуациями, при которых происходили столкновения с местными культурными традициями, с подавлением последних.
(6) До сих пор в официальной литературе, относящейся к музыкальным культурам Азии, Африки и Океании, определение «традиционный» применяется как по отношению ко всем местным традициям для того, чтобы отделить их от форм, проникающих в сферу этих культур, евро-американской музыки, так и применительно к наиболее обширному слою местных традиций с тем, чтобы размежевать его и высокую, классическую музыку.
(7) Особое значение имеют труды этнографов, культурологов и традициеведов Ю.В. Бромлея, Э. Маркаряна, К. Чистова, С. Арутюнова, Л. Куббеля, И. Суханова, Э. Баллера, В. Плахова, Б. Ерасова, Н. Сарсенбаева и др.
Дж. Михайлов