В каждом из разделов раговой композиции на ситаре развиваются различные виды техники. Особое ощущение колебаний тонового пространства, своего рода микроинтервальных украшений звука, дает техника минда (или гамака) – «подтягивания» струн во время взятия тона, что позволяет варьировать его звуковысотный контур в пределах квинты (на сурбахаре – до октавы).
Этот вид техники особенно характерен для начального раздела раги, или свар вистар, где происходит первичное становление ладомелодических закономерностей раги. В следующих за ним разделах джор и джала развитие музыкальной ткани основано на быстрых ритмизованных последовательностях с использованием струн чикари. Но особенной яркостью и виртуозностью отличается центральная часть композиции – гат, – в которой ситар звучит совместно с табла.
Центром его становятся особые виртуозные звуковые «гирлянды» – тан, – в которых быстро и технично используются обе руки. Существуют два основных типа развертывания звукового материала в разделе гат: маситхани гат приписывается музыканту из Дели Масит Хану (XVIII в.); происхождение второго, разахани, связывают с музыкантом из Лакхнау Раза Ханом.
В XIX в. это были две разные традиции, причем вторая считалась гораздо более виртуозной, чем первая, главным образом из-за использования в ней сложной ритмически, «перекрестной» техники правой руки в быстром темпе. Современная исполнительская традиция на с. может последовательно включать оба типа развертывания. Различия между гхаранами наблюдаются не только в исполнительской практике, но также в сфере изготовления ситаров.
Имрат Хан
У каждой школы есть свой стиль, свои технологические секреты, фамильные методы инкрустации и т.д. Сейчас в Индии производство ситаров для профессиональных музыкантов сосредоточено в основном в руках трех фамильных кланов, каждый из которых имеет давние традиции и насчитывает несколько поколений мастеров. Это живущие в Калькутте Хирен Рой с сыновьями и Канаи Лал с братьями, а также делийский мастер Рикхи Рам.
Внешний вид, методы настройки, инкрустация, конструкция с. зависят также от того, для какой гхараны предназначен инструмент. Хирен Рой делает ситары из тунового дерева с толстым резонатором; считается, что такие инструменты быстро разыгрываются и служат 40-45 лет. Канаи Лал делает гриф и деку только из тикового дерева, которое разыгрывается до семи лет, но зато такой с. живет до 75 лет.
Лучшие струны из стали и бронзы импортируются сейчас из Европы. Инструменты школы Вилаят Хана практически не инкрустированы, только по периметру грифа имеются узкие полоски заменителя перламутра, и на деке – скромные линии орнамента из лепестков. Ситары школы Рави Шанкара инкрустированы очень богато, особенно дека и место крепления корпуса к грифу и шейке, часто представляющее собой сплошную резьбу по дереву.
Это в определенной степени связывают с конфессиональной ориентацией школ. Простота и чистота линий ассоциируется с мусульманскими (и особенно суфийскими) традициями, в то время как разнообразие и изобилие деталей более присущи индуистскому мироощущению и традициям. Происхождение с. до сих пор вызывает дискуссии. Этимология слова позволяет делать предположения о соотнесенности его с арабо-персидской и среднеазиатскими традициями музицирования.
В соответствии с легендами введение в практику этого инструмента, как и многих других новых элементов музыкальной культуры, приписывается величайшему музыканту и поэту Амиру Хусроу (XIII в.). В то же время, североиндийский ситар имеет целый ряд конструктивных особенностей (тыквенный резонатор, высокие ладки на грифе, бурдонирующие струны), а также специфических приемов техники игры, сближающих его с виной (в частности – с вичитра виной), исконным инструментом Индостана.
Рави Шанкар
По-видимому, своим генезисом ситар обязан обеим линиям, что характерно и для других лютневых инструментов традиции хиндустани; несомненно то, что в своем нынешнем виде он появился на музыкальной арене на рубеже XIX-XX в., становясь инструментом, соотнесенным с практикой концертного музицирования, но проходит за это время ряд конструктивных преобразований и усовершенствований. С течением времени модификации подвергались также количество основных и резонирующих струн и их настройка.
В начале XX в. с. постепенно выдвигается как один из самых распространенных концертных инструментов субконтинента, являясь в наши дни своеобразным символом музыкального искусства Индии во внешнем мире. С. – инструмент солирующего по своей природе, звучащий в характерном классическом инструментальном составе, куда входит также, как правило, табла и танпура. В современной концертной практике утвердился также тип парного звучания (своего рода дуэта) с. с еще одним ситаром или каким-либо другим инструментом – джугалбанди.
Некоторые приверженцы стиля гайяки анг нередко отказываются от танпуры, поскольку ее функции в значительной мере заменяют особые приемы игры на самом с. либо требуют, чтобы она звучала предельно тихо. Ситар звучит также в составе инструментального ансамбля, аккомпанирующего танцам (традиция хиндустани). В последние десятилетия благодаря усилиям ведущих музыкантов этот инструмент приобрел широчайшую популярность за пределами Южной Азии, в странах Европы и США.
Его нередко включают в различные экспериментальные группы, работающие в сферах популярной и киномузыки (киномузыка Рави Шанкара). Он используется и в композициях, сочетающих элементы индийского и западного музыкального мышления (например, совместные выступления Рави Шанкара и Иегуди Менухина). Рави Шанкаром созданы два концерта для с. с оркестром – уникальный образец синтеза традиций индийской и европейской музыки. С. широко звучит в рок-музыке (Дж. Харрисон, Дж. Маклафлин и др.) как один из наиболее популярных инструментов неевропейского происхождения.
Е.М. Гороховик