Чужих меж нами нет! Мы все друг другу братья под вишнями в цвету. (Исса)
Не всегда понимаю, да и не всегда имею желание и повод понимать классическую европейскую музыку. Не вполне ясно, с чем это связано (хотя своя теория пагубности академического исполнения у меня есть), но большая её часть либо по моим понятиям подходит для ненавязчивого фона, либо не воспринимается вовсе. Конечно, есть исключения, но исключения, увы, присутствуют везде. Достаточно редко мне встречались произведения, которые бы что-то изменили в душе сами по себе, в отрыве от истории жизни композитора, исторического процесса или истории своего создания. Несомненно, что всё это важно, любопытно и развивающе, но я немного о другом.
Бывают моменты, когда ты вдруг слышишь музыку, не зная чья она и когда написана, не понимая слов песни, вроде бы совершенно чуждую тому, к чему ты привык, но вот она сразу включает в душе что-то - ты останавливаешься и просто продолжаешь слушать, наблюдая за тем, что рассказывает сама музыка, как ребёнок, внимающий страннику, который пришёл из невообразимо дальней страны.
Для меня таким «открытием» стала классическая иранская музыка с тысячелетней традицией импровизации, высокоинтеллектуальным подтекстом и строением, постоянным переосмыслением и вдохновенным переживанием каждой «остановки» на том духовном пути, который творящие и присутствующие проходят вместе. Музыка, которая никогда не повторяется не потому, что каждый исполнитель «по-своему видит ноты», но потому, что её не ограничивает ничего кроме широты души музыканта.
Это Музыка, которая всегда создаётся заново.
Музыка, для которой необходимо быть достойным не только, чтобы её исполнять, но и слушать её. Ведь фактически ты присутствуешь при священнодействии, многостороннем диалоге между древней и строгой традицией и мимолётно свободной, но яркой, творческой личностью; между певцом, наизусть подбирающим слова старинной поэзии так, чтобы они как верный ключ открывали сердца современников, музыкантами, ткущими изысканный, но не вычурный, узорный ковёр и слушателями, которые следуют за ними и стремятся в итоге Понять и Измениться. Всё это волшебство сотворяет своего рода духовный храм, живой, объединяющий, преображающий и потому более величественный, чем многотысячелетние руины забытых цивилизаций, их роскошные дворцы и дерзкие завоевания.
Перед тобой разворачивается нечто столь прекрасное и многоплановое, что сложно воспринять, понять и о котором трудно сказать, потому что единственное, в чем ты точно уверяешься, что эта музыка больше, чем жизнь. И странно становится видеть, как её творят люди, а потом ты общаешься с ними и понимаешь, что это Люди.
На Западе есть такой стереотип – там гении все как один сволочи потому, что герой одинок и гоним со времён запылённых мифов, у него нет ничего за душой, кроме странного предназначения более похожего на проклятие. На Востоке никто не возвышается поодиночке, а великое дело вообще невозможно совершить кроме как в едином и искреннем порыве многих умов и душ. И если в жизни иль на страницах истории встречаешь Мастера, то за его спиной тысячи ушедших Мастеров, передававших хрупкий огонь искусства от сердца к сердцу снова и снова, и снова… Хотя это уже совсем другая история, не для нашего витража.
Иранская классическая музыка пленяет не только своей невероятной импровизационной сложностью и жаркой восточной красотой, но именно тем, что её невозможно исполнять и слушать, если не чувствуешь, не понимаешь, не ОСОЗНАЁШЬ и не ПРЕОБРАЖАЕШЬСЯ с каждым её звуком, если не следуешь разумом и духом по Пути изменений к лучшему, участвуя в этом коллективном со-творении всего и тем самым, участвуя в Жизни.
Хотя опять-таки участие в жизни по нашим временам принимает далеко не каждый.
P.S. Ближайшие иранские концерты Центра состоятся в марте:
27 марта, в воскресенье, в 17.00, в МАЛОМ ЗАЛЕ Центральной музыкальной школы (Кисловский М. пер, д. 5, стр. 4, на 4-м этаже) состоится СОЛЬНЫЙ КОНЦЕРТ КЕЙВАНА САКЕТА, цена билетов - 200 рублей.
30 марта (среда), 19.30 во Дворце на Яузе (Москва, пл.Журавлёва, д. 1, метро Электрозаводская) будет представлена программа "Радость свободы", выступает группа Кейвана сакета, поют Хосейн Нуршарг и Нагмэ Голами
Заказ билетов: (495) 629-21-91, цена: 100 - 800 руб.
Бывают моменты, когда ты вдруг слышишь музыку, не зная чья она и когда написана, не понимая слов песни, вроде бы совершенно чуждую тому, к чему ты привык, но вот она сразу включает в душе что-то - ты останавливаешься и просто продолжаешь слушать, наблюдая за тем, что рассказывает сама музыка, как ребёнок, внимающий страннику, который пришёл из невообразимо дальней страны.
Для меня таким «открытием» стала классическая иранская музыка с тысячелетней традицией импровизации, высокоинтеллектуальным подтекстом и строением, постоянным переосмыслением и вдохновенным переживанием каждой «остановки» на том духовном пути, который творящие и присутствующие проходят вместе. Музыка, которая никогда не повторяется не потому, что каждый исполнитель «по-своему видит ноты», но потому, что её не ограничивает ничего кроме широты души музыканта.
Это Музыка, которая всегда создаётся заново.
Музыка, для которой необходимо быть достойным не только, чтобы её исполнять, но и слушать её. Ведь фактически ты присутствуешь при священнодействии, многостороннем диалоге между древней и строгой традицией и мимолётно свободной, но яркой, творческой личностью; между певцом, наизусть подбирающим слова старинной поэзии так, чтобы они как верный ключ открывали сердца современников, музыкантами, ткущими изысканный, но не вычурный, узорный ковёр и слушателями, которые следуют за ними и стремятся в итоге Понять и Измениться. Всё это волшебство сотворяет своего рода духовный храм, живой, объединяющий, преображающий и потому более величественный, чем многотысячелетние руины забытых цивилизаций, их роскошные дворцы и дерзкие завоевания.
Перед тобой разворачивается нечто столь прекрасное и многоплановое, что сложно воспринять, понять и о котором трудно сказать, потому что единственное, в чем ты точно уверяешься, что эта музыка больше, чем жизнь. И странно становится видеть, как её творят люди, а потом ты общаешься с ними и понимаешь, что это Люди.
На Западе есть такой стереотип – там гении все как один сволочи потому, что герой одинок и гоним со времён запылённых мифов, у него нет ничего за душой, кроме странного предназначения более похожего на проклятие. На Востоке никто не возвышается поодиночке, а великое дело вообще невозможно совершить кроме как в едином и искреннем порыве многих умов и душ. И если в жизни иль на страницах истории встречаешь Мастера, то за его спиной тысячи ушедших Мастеров, передававших хрупкий огонь искусства от сердца к сердцу снова и снова, и снова… Хотя это уже совсем другая история, не для нашего витража.
Иранская классическая музыка пленяет не только своей невероятной импровизационной сложностью и жаркой восточной красотой, но именно тем, что её невозможно исполнять и слушать, если не чувствуешь, не понимаешь, не ОСОЗНАЁШЬ и не ПРЕОБРАЖАЕШЬСЯ с каждым её звуком, если не следуешь разумом и духом по Пути изменений к лучшему, участвуя в этом коллективном со-творении всего и тем самым, участвуя в Жизни.
Хотя опять-таки участие в жизни по нашим временам принимает далеко не каждый.
P.S. Ближайшие иранские концерты Центра состоятся в марте:
27 марта, в воскресенье, в 17.00, в МАЛОМ ЗАЛЕ Центральной музыкальной школы (Кисловский М. пер, д. 5, стр. 4, на 4-м этаже) состоится СОЛЬНЫЙ КОНЦЕРТ КЕЙВАНА САКЕТА, цена билетов - 200 рублей.
30 марта (среда), 19.30 во Дворце на Яузе (Москва, пл.Журавлёва, д. 1, метро Электрозаводская) будет представлена программа "Радость свободы", выступает группа Кейвана сакета, поют Хосейн Нуршарг и Нагмэ Голами
Заказ билетов: (495) 629-21-91, цена: 100 - 800 руб.