Печальный мир!
Даже когда расцветают вишни...
Даже тогда...
Исса (1768-1827)
Пер. В. Марковой
Как тонка грань между тишиной и звуком сё! Особый инструмент. Музыкант держит его перед собой, сложив руки, будто для молитвы. Бамбуковые трубки смотрят прямо в Небо.
…В древности, когда люди ещё понимали необходимость постоянного прислушивания к миру, его изменениям, они создавали инструменты, с помощью которых общались с силами природы. Они ощущали не только свои потребности, но и своё долженствование. Они уделяли много времени тому, чтобы поддерживать порядок. Они понимали, насколько тесно связаны Звук и Порядок.
Тогда появились китайские губные органы юй и шэн. Юй играл вместе с цитрой сэ. Лишь до начала нашей эры их звуками наслаждались аристократы Древнего Китая: и юй, и сэ исчезли из музыкальной практики. Шэн живёт в китайской культуре до сих пор. Но сегодня этот благороднейший из духовых инструментов потерял своё истинное лицо: на нём играют пьесы европейских композиторов XIX века.
Японский сё не забыл своей сущности. Его стойкость сродни стойкости самого бамбука, воспетой китайскими и японскими поэтами. В его голосе слышится «Эхо Великого Начала».
Манабэ Наоюки играл, в основном, пьесы современных японских композиторов. В них – более или менее интересных – можно было услышать вопрос, будто заданный сё самому себе: что я делаю в этом мире? С какой целью перебираю эти звуки? Как остров среди неспокойного и безответного океана прозвучала “Banshikicho choshi” из прекрасного упорядоченного мира гагаку.
На грани тишины и звука возникло физическое ощущение параллельного пространства, разворачивающегося перед нами и вокруг нас с каждым новым вдохом и выдохом бамбуковых трубок. Поначалу его устройство может показаться странным: земное притяжение теряется и неизвестно, как двигаться. Но стоит только привести своё дыхание в соответствие с дыханием сё, как наступает счастье выхода за пределы своей телесной оболочки. Поистине,
Слушай, слушай,
Этот прекрасный звук
Возвращает меня к моей истинной сущности
(буддийская гатха)
Жаль, что это длилось всего восемь минут. Жаль, что мы так далеки от Великого Начала. Спасибо, что есть возможность слышать хотя бы Эхо.
(С) Анастасия Новосёлова